Жертвы «Доступного жилья» в Омске.




На прошлой неделе в областном правительстве прошёл очередной разбор полётов плохих застройщиков. Губернатор Леонид Полежаев наказывал всё достроить, застройщики тихо слушали. В итоге выяснилось, что в Омске всё не так плохо, просто некоторые компании, о которых все говорят как о лопнувших мыльных пузырях, срывают сроки строительства. Поистине чиновничий язык способен любую реальность превратить в съедобную для отчётности виртуальность, но реальное положение дел от этого не меняется. Действительно, в Омске

до последнего времени ещё оставалось несколько застройщиков, продолжающих строительство. Одна из таких строек встала на прошлой неделе, и причины остановки строительства, думается, симптоматичны.

ЗАРПЛАТА ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО?

Рабочие-строители, занятые на строительстве жилого комплекса на улице Дианова, приостановили работы. Последний раз они видели зарплату четыре месяца назад, и то не в полном объёме. Сейчас у застройщика «ООО «ПМК-944 треста «Железобетон» минимальная задолженность только перед одним из более чем сотни рабочих - больше пятидесяти тысяч рублей. Людям не платят зарплату, объясняя это выбором между зарплатами и строительством в пользу строительства. Рабочие же проникаться духом исторической необходимости работать без зарплаты устали.

У бригадира Анатолия Барона не баронские проблемы. Два года назад он оформил жилищный кредит и купил дом в Таврическом. Работа на омских стройках приносила доход позволявший содержать семью и выплачивать кредит банку. С начала этого года начались проблемы. Анатолий не мог вовремя делать платежи. Закрутился счётчик процентов за просрочку. Суд. И приставы описали всё имущество Анатолия, имущество поручителей и зарплаты последних. Так, чтобы «ПМК-944» смогло закончить два дома к сентябрю, Анатолий Барон должен оказаться на улице. Поручители из друзей перетекли в другую категорию. Приставы забрали у них машины стоимостью по сто пятьдесят тысяч рублей всего за семьдесят, и они в свою очередь намерены теперь выбить своё имущество с должника, предложив Анатолию продать дом и катиться с двумя детьми куда глаза глядят. Барон на этой стройке не исключение. Такие, с чуть меньшими проблемами, есть ещё. Но в суд они обращаться не будут, говорят, что нет денег на адвокатов. В Трудовую инспекцию тоже не пойдут, смысла нет. Работодатель платил им лишь тридцать процентов зарплаты официально, остальное - «в конвертах». Но хуже всего на этой стройке гастарбайтерам - таджикам и узбекам. У них нет никаких договоров. Они могут быть свободны полностью, и лучше им уйти со стройки прямо сейчас, пока «ПМК-944» не выставил им счёт за проживание на стройплощадке. Кого волнует судьба этих людей?

СЕРЁЖА-ПОДПИШИ

Удивительный всё-таки наш народ. Его об стол лицом, а он шутит. Ну как не улыбнуться, когда приходящие к нам в редакцию обманутые дольщики, упоминая фамилию руководителя департамента городского строительства Козубовича, величают его Серёжа подпиши. Шутка, остроумно пущенная кем-то, пошла в народ, максимально просто объясняя кавардак, который случился в строительной сфере Омска в последние годы.

Юрий Симонов купил на этапе строительства квартиру в одном из домов, возведённых на омских просторах строительно-монтажным трестом № 2. Ему ещё повезло, квартиру он получил. Не получил того в квартире, что было положено по договору: в квартире не было счётчиков воды и тепла, терморегулятора, окон, соответствующих ГОСТу для нашего региона. О качестве строительных работ лучше помолчать. Но ведь за всё отсутствующее дольщик заплатил деньги. В акте приёма здания в эксплуатацию значилась подпись Сергея Козубовича. Или госприёмку больше не волнует качество выполненных работ? Симонов обратился в суд. Суд удовлетворил его требования, но тут выяснилось, что трест № 2 -практически банкрот. Руководство предприятия представило в суд письмо, где сообщается, что у предприятия всё имущество находится в залоге у Сберегательного банка, кредиторская задолженность составляет 50 миллионов рублей, а дебиторская - всего три с половиной. В этом письме руководство треста просит рассрочить исполнение судебного решения, что оставляет ещё хоть какую-то надежду для Симонова. Но что делать тем, кто купил у треста № 2 квартиры на этапе строительства в других домах, стоящих без движения на свайном уровне? Что же получается: неужели такой гигант, как трест № 2, в самом деле лопнул?

КПД, ИЛИ КУДА ПОДАТЬСЯ ДОЛЬЩИКУ?

Ещё один «весёлый» адресок: улица Малиновского, 11. Мечтатели, верящие в русские государственные сказки о национальных проектах и гарантиях государства, купили в этом доме квартиры прямо у застройщика ООО «ПКФ «СМУ-1 КПД». Застройщик долго воевал с дачниками, вёл с ними бесконечные судебные тяжбы за право расчистить участок под застройку. С 2006 года вбил сваи, выложил цокольный этаж, но так и не оформил права собственности на землю и не получил разрешение на строительство. В результате дольщики не могут зарегистрировать договоры долевого участия в строительстве, а уж получить квартиры - и подавно. И не смогут. Застройщик объявил дольщикам, что денег на счетах компании нет. Дольщики попросили руководство ООО «ПКФ «СМУ-1 КПД» перезаключить с ними договоры на квартиры в доме, находящиеся в большей степени готовности, но им был предложен котлован.

Дольщики ООО «ПКФ «СМУ-1 КПД» на Малиновского, 11 теперь пишут письма президенту, губернатору, защитнику обманутых дольщиков единороссу Хинштейну, готовят иски в суд и даже намерены были начать бессрочную голодовку возле своего непостроенного дома в минувшую субботу. Но не начали. Чего-то испугались или поняли, что за строительным забором их никто не увидит. Помогать дольщикам, как это показывает опыт, никто из руководителей региона не будет. Помогут создать ЖСК, а потом - покупайте и клейте на сваи кирпичи сами. «Доступное жильё» в кризисные времена - у чиновников немодная тема. У простых людей это тоже немодная тема, куда актуальнее вопрос: «Куда уплыли бабки?». Но для контролирующих органов разве это вопрос?

ДУРАКОВ «ДОБРОМ» УЧАТ

В 2005 году в Омске появился жилищно-строительный кооператив «Образование». Не подумайте, что это учреждение имело отношение к сфере народного образования, хотя - как на это посмотреть. «Образование» решило построить дом практически в центре города, и народ потянулся с денежками заключать договоры. Деньги руководство кооператива принимало, в члены кооператива не включало. Строительство началось и в 2007 году встало. Председатель ЖСК «Образование» пропал в неизвестном направлении. Подрядчик отказался продолжать работы. Но перед дольщиками появился Сергей Козубович с депутатом горсовета Александром Дмитриевым.

Козубович представил дольщикам депутата, «единоросса-молодца» и просто руководителя омского отделения «АК Барс Банка», сказав, что с таким инвестором он теперь за судьбу строительства спокоен. Дмитриев представил нового генподрядчика ООО «РСК «Добро», и финансовая жизнь в ЖСК «Образование» закипела. Менее чем за год через банк Дмитриева было продано сто пять квартир. Деньги поступали на счёт ЖСК, а потом по просьбе Дмитриева, как говорит нынешний председатель «Образования» Людмила Литвиненко, переводились на счета различных фирм. В итоге стройка так и стоит, депутат-банкир Дмитриев из банка уволился. Козубович по-прежнему спокоен. Куда делись собранные через ипотечные кредиты «АК Барс Банка» полмиллиарда рублей, никто не знает. Когда кинутые «образованцы» обратились с жалобой к Козубовичу, последний им ответил, что Дмитриев никогда не являлся членом ЖСК «Образование». К кому нужно пойти пожаловаться дольщикам? Кажется, все уже поняли, что не к кому. И сейчас люди, попавшие в одинаковую беду, стараются не разбредаться по кучкам, а устанавливать контакты и готовить совместные действия. Варианты с хождениями по чиновничьим кабинетам уже не в моде. Обманутые дольщики прямо говорят: они готовы к протестным действиям, если их так и оставят один на один с общей для всех бедой.

газета Ваш Ореол 22.07.2009