Качество новостройки: как добиться устранения недоделок?

Не каждый застройщик строит «на совесть», поэтому в новостройках не редкость кривые стены, огромные щели и прочие недочеты, требующие немедленного исправления. Между тем, качество строительство в России должно отвечать стандартам, установленным законом. Как добиться устранения дефектов?

Дефекты новостройки

Самый распространенный дефект – это некачественная установка окон (стеклопакетов): незакрывающиеся ставни, щели между оконным блоком и стеной, трещины. Немало нареканий вызывает качество отделки квартиры, состояние балконов, устройство тепло- и звукоизоляции (стены, полотки, перегородки), герметизацию швов, а точнее ее отсутствие, качество сантехники, отделку фасадов.

Принимая у застройщика квартиру, на эти дефекты необходимо обращать внимание в первую очередь. Устранять недостатки застройщик должен за свой счет и в кратчайшие сроки.

Качество согласно нормам и закону

В грамотно составленном договоре на покупку квартиры прописывается, в каком состоянии застройщик обязан сдать помещения. Кроме того,  существуют строительные нормы (СНиПы и ГОСТы), которых застройщик обязан придерживаться, даже если в в вашем договоре об этом ничего не говорится.

Нормы регламентируют каждый этап строительства и задают рамки, в пределах которых должны работать строители:

  • перепад пола не превышает 2 мм на 2 метра;
  • перепад стен – 1 мм на 1 метр длины;
  • щели при установке окон не допускаются;
  • герметизация швов обязательна;
  •  и т.д.

Человеку, далекому от строительства, нет необходимости изучать СНиПы, к тому же неспециалисту будет тяжело в них разобраться. Однако если недоделки в квартире бросаются в глаза, вы можете сослаться на «Закон о защите прав потребителей», статья 29, и требовать от застройщика  исправления всех недостатков за его счет, возмещения расходов на ремонт или уменьшения стоимости квартиры на сумму ремонтных работ.

Выявить скрытые дефекты поможет приглашенный вами специалист: это может быть ваш знакомый, сведущий в тонкостях строительного ремесла, или специально нанятый эксперт. Представители застройщика не могут отказать в доступе на объект вашему помощнику.

Если застройщик работает по 214 Федеральному закону, в нем закреплены гарантии качества строительства. Оно должно соответствовать:

  • условиям договора;
  • строительным нормам;
  • проектной документации;
  • прочим требованиям.

Право покупателя: требовать устранения недоделок

Если застройщик не собирается переделывать некачественно выполненную работу, покупатель (потребитель)  имеет право отказаться от исполнений обязательств по договору и истребовать все понесенные убытки с застройщика.  Впрочем, это крайняя мера. В большинстве случаев клиенты стремятся заставить недобросовестного застройщика устранить недочеты.

Как этого добиться? Ваше право – не подписывать акт приема-передачи квартиры, пока стены не будут выровнены, а щели – заделаны. Большинство застройщиков закладывает в свои затраты 10% на исправление строительного брака, поэтому не стесняйтесь отстаивать свои позиции.

При обнаружении строительного брака рекомендуется следующий порядок действий.

  • составить акт о недоделках, в котором перечислить все дефекты с указанием сроков их устранения (как правило, это 2-4 недели);
  • описать в акте все недочеты, включая мелочи, чтобы подстраховаться;
  • претензии составить в двух экземплярах, один из которых заверяется печатью застройщика, его подписью, входящим номером и датой подписания (этот экземпляр предназначается дольщику);
  • если застройщик не принимает акт, документ можно послать почтой с уведомлением о вручении, которое пригодится в суде;
  • если застройщик намерен устранить недоделки, он обязан обозначить срок выполнения работ и по их завершении повторно пригласить вас в квартиру;
  • если какие-то дефекты не были исправлены, вы можете подписать акт приема-передачи, указав при этом на имеющиеся неполадки (в приложении их необходимо перечислить). 

Как делать ремонт

К сожалению, далеко не всегда застройщик добровольно устраняет строительные недочеты в квартире. Даже если акт недоделок составлен, строители могут просто тянуть время, махнув рукой на замечания.

Что делать клиенту в этом случае?

  1. Вы можете обратиться в суд, уведомив о своих намерениях застройщика. Возможно, данное действие сдвинет ситуацию с мертвой точки. Застройщику не выгодно ходить по судам, тем более что решения чаще всего принимаются в пользу покупателей: не исключено, что он исправит недоделки до судебного разбирательства.
  2. Сделать ремонт самостоятельно, а все затраты взыскать с застройщика через суд. На разбирательство следует принести договор с подрядчиком, исправлявшим недоделки, платежные документы.

Как обезопасить себя от недоделок в квартире?

  • Выбирайте добросовестного надежного застройщика.
  • Заключайте договор долевого участия.
  • Требуйте подробно расписать в договоре все особенности отделки.

Помните:

  • Закон и строительные нормы гарантируют вам качество сдаваемого жилья.
  • Не подписывайте акт приема-передачи, если в квартире есть серьезные дефекты, устранение которых выльется в значительную сумму.
  • Обращайтесь в суд, если застройщик игнорирует ваши замечания и отказывается исправлять недочеты.