Жилой комплекс Алые паруса

Неофициальная группа

По результатам собрания хотелось бы остановиться на вопросах об оплате ЖКУ, членстве в ТСЖ, заключении договоров и прочем.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 8 НОВЫЙ ДОМ: КТО ОПЛАТИТ ЖКУ? Возведение нового дома - это забота застройщика. Однако его эксплуатация - это уже сфера жилищно-коммунального хозяйства. С какого момента дольщики обязаны оплачивать жилищно-коммунальные услуги? Какое ключевое условие должно быть выполнено, чтобы ресурсоснабжающая организация имела право взыскать с ТСЖ задолженность за поданные в дом ресурсы? Кто должен нести расходы на содержание дома, если застройщик позволил дольщикам пользоваться квартирами до получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию? Застройщик и дольщик Бремя содержания жилого помещения и оплаты коммунальных услуг в только что построенных домах нередко становится камнем преткновения и причиной судебных разбирательств между жильцами, застройщиками и организацией, осуществляющей управление домом (ТСЖ или управляющая компания).Жилищный кодекс возлагает на собственника жилого помещения обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на такое помещение (пп. 5 п. 2 ст. 153 ЖК РФ). Ссылаясь на данную норму, граждане отказываются платить за жилое помещение, пока не получат свидетельство о регистрации права собственности. При этом закон не устанавливает предельных сроков для обращения в регистрирующий орган, а регистрация носит заявительный характер. Следовательно, момент возникновения права собственности (см. ст. 8 ГК РФ) зависит только от жильца, которому ничто не мешает "затянуть процесс".Вместе с тем право собственности подразумевает так называемую триаду прав - право пользования, право владения и право распоряжения (ст. 209 ГК РФ). Пункт 1 ст. 12 Закона о долевом строительстве <1> гласит, что обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. По смыслу положений ст. 218 ГК РФ право собственности на многоквартирный дом принадлежит застройщику до передачи дольщику. После передачи дольщик приобретает права пользования и владения вновь созданным объектом. Именно с этого момента дольщик вправе обратиться за государственной регистрацией права собственности на жилое помещение, чтобы получить еще и право распоряжения им.--------------------------------<1> Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Кроме того, из ст. 153 ЖК РФ следует, что обязанность оплачивать жилищно-коммунальные услуги возложена на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма, так и на иных законных основаниях. Дольщик, получивший помещение по акту приема-передачи от застройщика, пользуется им на законных основаниях и, следовательно, обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (см. также Определение КС РФ от 18.07.2006 N 373-О). Примечание. Подчеркнем, что неиспользование собственниками, нанимателями или иными лицами помещений, принадлежащих им на законном основании, не освобождает их от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (см. п. 11 ст. 155 ЖК РФ, Определение ВС РФ от 24.04.2007 N 78-В06-64, Постановление ФАС ЗСО от 29.05.2007 N Ф04-3181/2007(34456-А75-11)).Споров, по которым сделаны подобные выводы, все больше в арбитражной практике. Их можно разделить на две группы. Первая - когда ТСЖ пытается взыскать с застройщика плату за ЖКУ в отношении квартир, переданных дольщикам, не зарегистрировавшим право собственности на них. Если факт передачи жилых помещений дольщикам по акту будет установлен, то все претензии ТСЖ к застройщику необоснованны (Решение Арбитражного Суда Красноярского края от 09.06.2008 N А33-2625/2008). Однако если материалами дела подтверждено, что квартиры не передавались дольщикам, то вывод будет однозначен: расходы по содержанию, ремонту и коммунальному обслуживанию квартир, не переданных во владение от застройщика дольщикам по актам приемки-передачи, не могут быть возложены на дольщика (Постановления ФАС ПО от 19.03.2008 N А65-24128/07-СГ1-18, от 06.03.2008 N А65-24136/05-СГ1-17, ФАС УО от 16.01.2008 N Ф09-10699/07-С5). Такие расходы относятся на счет застройщика.Еще одна категория споров - это обжалование постановлений управлений Роспотребнадзора о привлечении управляющих организаций к административной ответственности. Чиновники полагают, что заключение договора управления многоквартирным домом, подразумевающее внесение платы, с дольщиками (инвесторами), еще не зарегистрировавшими право собственности на помещения в доме, ущемляет права дольщиков и нарушает Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Однако арбитры принимают сторону управляющих организаций и отмечают, что в случае, когда квартира передана застройщиком дольщику по акту после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, отсутствие государственной регистрации не может свидетельствовать об отсутствии права собственности. Поэтому установление в договоре обязанности инвестора по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с даты передачи построенного объекта инвестору не противоречит требованиям ЖК РФ и Закона о защите прав потребителей (Постановление ФАС УО от 31.03.2008 N Ф09-2002/08-С1). ЭЖ Вопрос-Ответ", 2010, N 1 Вопрос: Многоквартирный дом отключен от теплосети. Жильцы узнали, что подача тепла прекращена в связи с образовавшейся задолженностью по коммунальным платежам. В результате без отопления оказались не только неплательщики, но и добросовестные собственники квартир. Законно ли такое отключение? Как бороться за свои права в такой ситуации? Ответ: Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила). Коммунальные услуги определены в Правилах как деятельность исполнителя услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, которая обеспечивает комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.Исполнителем признаются юрлицо или предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителем могут быть управляющая организация, ТСЖ, специализированный потребительский кооператив. Если многоквартирным домом управляют собственники помещений, исполнителем считается организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.Доминирующее положение занимает ресурсоснабжающая организация, продающая указанные ресурсы. Обычно между ней и потребителем-гражданином стоит исполнитель-посредник. Условно назовем его управляющей компанией. В ее функции входит прием от потребителей коммунальных платежей, которые затем передаются ресурсоснабжающей организации в оплату за предоставляемые ресурсы. Если часть потребителей не выполняют своих обязательств по оплате, управляющая компания становится должником продавца коммунальных ресурсов.Исполнитель вправе приостановить или ограничить оказание коммунальных услуг спустя месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты услуг (п. 80 Правил). Из п. 81 Правил следует, что подачу отопления, холодного водоснабжения и водоотведения приостанавливать или ограничивать нельзя.Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, недопустимо (п. 85 Правил). Защищает права добросовестных плательщиков и п. 7 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (используемых ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1. Когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные ресурсы, организация обязана по соглашению со снабжающей организацией обеспечить подачу таким абонентам ресурсов в необходимых объемах.Ресурсоснабжающие организации, обеспечивающие теплом граждан-потребителей, нередко применяют меры коллективной ответственности, лишая тепла дома, где живут и должники, и добросовестные потребители. Суды считают такое игнорирование законодательства недопустимым (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2009 N А26-5020/2008 и ФАС Уральского округа от 24.03.2009 N Ф09-966/09-С1. В данных случаях кассационные инстанции сослались на положения названных правовых актов).Административная ответственность за нарушение нормального уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена в ст. 7.23 КоАП РФ. Кроме того, в подобных случаях суды применяют ст. 14.31 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением таким положением и недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством.На сайте Генпрокуратуры отмечается, что значительное количество выявленных нарушений закона связано с неправомерным отключением за долги жилого сектора и социально значимых объектов от тепла, электроэнергии и водоснабжения, что нарушает права и законные интересы граждан. По данным фактам принимаются меры прокурорского реагирования: должностным лицам объявляются предостережения, они отстраняются от занимаемых должностей, предъявляются иски о возобновлении подачи коммунальных ресурсов, возбуждаются дела о привлечении к административной ответственности. Из информации на сайте следует, что в подобных случаях можно также применять ст. 19.1, а при игнорировании должностным лицом полученных предписаний - ст. 17.7 КоАП РФ. Можно также привлечь к уголовной ответственности по ст. 215.1 УК РФ за прекращение или ограничение подачи электроэнергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения.Итак, оказавшиеся без тепла и других коммунальных услуг жители могут обращаться в органы прокуратуры, которые обязаны принять определенные меры. На договорные правоотношения, возникающие между гражданами и управляющими компаниями, распространяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".Это следует, в частности, из п. 77 Правил, согласно которому потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителя. А названный Закон, помимо применения установленных в нем санкций, предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем его прав.Размер компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация предоставляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Поэтому можно, не ограничиваясь обращением в прокуратуру, предъявлять иски в суд.Представители ресурсообеспечивающих организаций и управляющих компаний могут спросить: а как же бороться со злостными неплательщиками, которым согласно п. 81 Правил нельзя отключать тепло в любом случае? Ответ один: взыскивать задолженность в гражданско-правовом порядке. В качестве обеспечения иска, помимо прочего имущества, могут выступать и жилые помещения должников.А наниматели, проживающие в квартире по договору социального найма, согласно ст. 90 Жилищного кодекса РФ могут быть выселены из нее при невнесении более шести месяцев без уважительных причин платежей за жилье и коммунальные услуги с предоставлением им другого жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилья, установленному для вселения граждан в общежитие. А.Восковский"ЭЖ"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 11 ОТНОШЕНИЯ ТСЖ И СОБСТВЕННИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЧЛЕНСТВА Членство в ТСЖ основано на добровольных началах. Стоит ли собственнику помещения в многоквартирном доме вступать в товарищество? Чем различаются отношения с членом и с собственником, не вступившим в товарищество, с точки зрения ТСЖ?Найди отличия Жилищное законодательство различает правовой статус членов ТСЖ и собственников, не вступивших в товарищество. Перечислим отличительные черты. Первая и ключевая особенность членов ТСЖ - возможность участвовать в управлении многоквартирным домом путем голосования на общем собрании членов ТСЖ. Нечлен может влиять на вопросы, связанные с управлением домом, только на общем собрании собственников помещений, компетенция которого ограничена.Кроме того, между ТСЖ и его членом возникают отношения, основанные на членстве в некоммерческой организации, тогда как с собственником, не вступившим в товарищество, у последнего складываются гражданско-правовые (договорные) отношения (п. 16 Правил содержания общего имущества). В силу п. 2 ст. 138 ЖК РФ товарищество обязано заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами ТСЖ.Согласно п. п. 5 и 6 ст. 155 ЖК РФ члены ТСЖ вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в то время как нечлены - плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ. Именно в данной форме (обязательные платежи и плата за услуги) собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества (пп. "б" п. 28 Правил содержания общего имущества). Право проверять объемы, качество, периодичность оказания услуг и выполнения работ, получать об этом информацию от ТСЖ, а также требовать устранения выявленных дефектов реализуется членами ТСЖ в порядке, определенном в уставе товарищества, а нечленами согласно условиям договора, заключаемого с ТСЖ (п. 40 Правил содержания общего имущества). Поищем сходства Главы 13 и 14 ЖК РФ, посвященные ТСЖ, содержат множество упоминаний о собственниках помещений в целом, без градации по признаку членства в товариществе. Это объясняется неделимостью общего имущества как объекта деятельности товарищества и одинаковыми правами и обязанностями собственников помещений в отношении этого имущества. Уставной обязанностью ТСЖ является эксплуатация и ремонт всего дома, а не какой-либо его части, принадлежащей членам товарищества (Постановление ФАС ПО от 01.11.2007 по делу N А57-17/07-26, Определением ВАС РФ от 22.02.2008 N 2006/08 отказано в передаче дела на пересмотр).Так, согласно п. 8 ст. 138 ЖК РФ ТСЖ обязано представлять законные интересы собственников помещений в доме, в том числе в отношениях с третьими лицами. Это означает, что без специальной доверенности, в силу полномочия, основанного на законе, ТСЖ вправе вступать в правоотношения с третьими лицами, действуя от имени всех собственников помещений, а не только от имени членов товарищества. ТСЖ от имени всех собственников решает проблемы, связанные с общим имуществом: обращается в суд с требованиями об устранении нарушения прав собственников (размещение рекламы на фасаде дома без согласия собственников помещений - Определение ВАС РФ от 27.08.2008 N 10852/08), о признании права общей долевой собственности на объекты общего имущества (Постановление ФАС СКО от 10.01.2008 N Ф08-8767/07), в орган местного самоуправления с заявлением об установлении права общей долевой собственности на земельный участок (Постановление ФАС МО от 13.03.2009 N КА-А40/1296-09), к застройщику с требованием о безвозмездном устранении недостатков строительных работ (Постановление ФАС ЗСО от 22.10.2008 N Ф04-6237/2008(14628-А46-45)). Бремя расходов на содержание общего имущества Краеугольный камень в отношениях между ТСЖ и собственниками - это вопросы содержания и ремонта общего имущества и финансирования соответствующих работ и услуг. Это вопрос, ради которого и создается ТСЖ. И в этом вопросе все собственники (неважно, члены или не члены товарищества) имеют равные обязанности - по несению бремени расходов на содержание и ремонт общего имущества.Во-первых, ТСЖ вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пп. 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ).Обязанность по участию в расходах на содержание общего имущества не зависит ни от членства в ТСЖ, ни от выбранного способа управления многоквартирным домом и основана на законе (п. 1 ст. 39 ЖК РФ, ст. 249 ГК РФ). Выбрав определенный способ управления, все собственники помещений равным образом пользуются результатами деятельности того или иного субъекта (в данном случае - ТСЖ) по управлению домом. Ни отказ от членства в ТСЖ, ни уклонение от подписания договора с товариществом не освобождает собственника помещения от оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества (Постановление ФАС СКО от 23.09.2009 по делу N А01-2152/2008).Составляя смету доходов и расходов на год, товарищество фактически "раскидывает" на всех собственников помещений (независимо от членства) общую сумму расходов пропорционально доле каждого в праве на общее имущество. Здесь нужно обратить внимание, что не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений обязаны оплачивать расходы товарищества в полном объеме наравне с членами. Причем основания для установления дифференцированной ставки для собственников, не вступивших в товарищество, отсутствуют. Очень часто отказ собственника от вступления в ТСЖ продиктован стремлением сэкономить. Так, собственники нежилых помещений, не написавшие заявление о вступлении в товарищество, оспаривают требования ТСЖ по оплате расходов на содержание самого товарищества, в частности расходов на оплату стоимости канцелярских товаров, услуг банка, выплату заработной платы с отчислениями председателю правления, бухгалтеру ТСЖ и иных административных расходов. Данные расходы, как правило, выделяются в смете в особый раздел, отдельно от услуг и работ по содержанию и ремонту, выполняемых сторонними организациями. Мотивировка такая: собственник-нечлен обязан оплачивать лишь содержание и ремонт общего имущества, а расходы на содержание ТСЖ как некоммерческой организации должны покрывать члены товарищества путем внесения членских взносов. Приведенные доводы справедливы для иных случаев: например, для некоммерческого партнерства, объединяющего представителей какой-либо отрасли, для развития рынка, лоббирования интересов своих членов, обмена опытом.
С ТСЖ ситуация иная: расходы на содержание товарищества представляют собой часть расходов на содержание и ремонт общего имущества. Согласитесь, именно председатель правления заключает договоры с подрядными организациями, бухгалтер осуществляет техническую работу по расчетам, канцелярские товары необходимы для оформления документации, без услуг банка не обойтись, имея денежные потоки. Иначе говоря, вся деятельность ТСЖ (и все понесенные им расходы) направлена на содержание и ремонт общего имущества. Отказ оплачивать административные расходы ТСЖ равноценен отказу вносить плату за услуги по управлению домом управляющей организации. Аналогичного мнения придерживаются и арбитры, которые отклоняют требования собственников, не являющихся членами ТСЖ, об исключении из их платы административных расходов товарищества (Постановления ФАС СЗО от 19.01.2009 по делу N А56-9461/2008 <1>, Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 N 09АП-1439/2009 <2>, Решение Арбитражного суда Томской области от 12.10.2009 N А67-5663/09). В то же время если договором о содержании и ремонте общего имущества, заключенным между ТСЖ и собственником помещения, не предусмотрена оплата таких расходов, то приоритет имеют положения договора (Постановление ФАС СЗО от 06.10.2009 по делу N А05-13173/2008). Это означает, что товариществу следует уделить особое внимание условиям договора о содержании и ремонте общего имущества.--------------------------------<1> В передаче дела на пересмотр отказано Определением ВАС РФ от 27.04.2009 N 4403/09.<2> Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 07.07.2009 N КГ-А40/5800-09. Во-вторых, поступления от всех собственников помещений формируют доходы по смете ТСЖ. Следовательно, и расходование их осуществляется в соответствии со сметой. ТСЖ не вправе самостоятельно распоряжаться поступившими средствами, даже если это платежи нечленов. Товарищество направляет полученные от всех собственников (независимо от членства) суммы на оплату расходов, понесенных им в рамках уставной деятельности. Соответственно, и отчитываться перед собранием членов правление товарищества обязано по всем включенным в смету работам и услугам, а не только в части, финансируемой членами ТСЖ. Это указывает на целевой (и одинаковый) характер всех поступлений по смете, независимо от источника.В-третьих, ТСЖ вправе взыскивать причитающиеся ему платежи со всех собственников, независимо от членства. Согласно п. п. 3 и 4 ст. 137 ЖК РФ в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. Товарищество собственников жилья может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.Таким образом, приняв на общем собрании решение о выборе способа управления домом путем создания ТСЖ, собственники помещений знают, что они будут оплачивать фактически осуществленные товариществом расходы на содержание и ремонт общего имущества, получат четкий отчет не только по составу и объему услуг и работ, но и по расходованию поступлений по смете. А если собственник вступит в ТСЖ, то сможет принимать участие в стратегическом управлении товариществом. Подробнее об отношениях с членами ТСЖ Все комментарии и разъяснения, касающиеся деятельности ТСЖ, даны исходя из 100%-ного членства собственников помещений в многоквартирном доме в товариществе. Так, в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 сделан следующий вывод. В рамках правоотношений, связанных с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами, содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, товарищество выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах своих членов.Заключение договоров с подрядными организациями, наем специалистов и иные действия по содержанию и ремонту общего имущества рассматриваются как ведение уставной некоммерческой деятельности ТСЖ. Вносимые членами товарищества обязательные платежи и взносы направляются на оплату понесенных товариществом расходов на содержание, ремонт общего имущества, коммунальные услуги. Иначе говоря, ТСЖ несет расходы, а члены компенсируют их.Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть больше, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ. Иначе говоря, ТСЖ - это объединение собственников помещений, созданное для более простой и удобной организации взаимоотношений собственников с предприятиями, непосредственно выполняющими работы и оказывающими услуги.Выводы об отношениях с нечленамиТоварищество осуществляет деятельность по содержанию и ремонту общего имущества. Заключая договоры на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, ТСЖ действует не только в интересах своих членов, но и в интересах всех собственников без исключения (п. 8 ст. 138 ЖК РФ).Ввиду неделимости объекта деятельности, полагаем, и сама деятельность является неделимой, единой. Иначе говоря, нельзя признать правильным суждение о том, что при осуществлении одних и тех же действий (уставной деятельности по управлению домом) ТСЖ не оказывает услуги членам, но оказывает их собственникам, не вступившим в товарищество. Тем более что законом установлен заявительный порядок вступления в товарищество (п. 1 ст. 143 ЖК РФ). Независимо от членства в ТСЖ, от статуса помещения (жилое или нежилое), от плательщика (физическое или юридическое лицо) собственник помещения получает равную возможность пользоваться результатами деятельности товарищества по содержанию и ремонту общего имущества. Договор о содержании и ремонте общего имущества Пункт 2 ст. 138 ЖК РФ предписывает товариществу заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами ТСЖ. Это означает, что собственник помещения может обратиться к ТСЖ с требованием заключить такой договор, уклонение товарищества от подписания соглашения будет незаконным в силу ст. 445 ГК РФ. По иску собственника суд обяжет ТСЖ заключить такой договор (Постановление ФАС ЦО от 13.02.2009 N Ф10-110/09). В свою очередь, ТСЖ не вправе требовать этого от собственника, однако отсутствие договора не является препятствием для взыскания причитающихся товариществу сумм.Заметим, что требований к содержанию договора Жилищным кодексом не установлено. А это означает, что стороны вольны избегать формулировок вроде "ТСЖ обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме". Е.В.ЕрмолаеваРедактор журнала"Жилищно-коммунальное хозяйство:бухгалтерский учет и налогообложение"
К этому тексту пока нет ни одного комментария.

Писать комментарии в обсуждениях могут только авторизованные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь!