Жилой комплекс Седьмое небо

Неофициальная группа

Статья на нашу тему

Вступительное слово ведущего.
Добрый день, мы приветствуем посетителей сайта РБК, журналистов, собравшихся в пресс-центре медиахолдинга, и наших гостей. Сегодня мы будем говорить об управлении жилищным фондом. Острая тема, которая касается абсолютно всех. При этом тема, которая не так часто, как хотелось бы, поднимается в наших средствах массовой информации, и тому есть свои причины. Но чтобы не быть субъективной, не стану называть их. Думаю, что в процессе нашего разговора мы их обозначим.

Итак, в разговоре, который мы сегодня проводим совместно с Общественной палатой РФ, принимают участие:

- Светлана Разворотнева, председатель комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике;

- Николай Ревин, заместитель начальника Мосжилинспекции;

- Сергей Куликов, руководитель внутригородского муниципального образования Тропарево-Никулино в г.Москве.

К сожалению, остальные наши заявленные участники по различным причинам не смогли принять участие в разговоре.

В ходе нашей интернет-конференции прозвучат ответы на вопросы пользователей сайта www.rbc.ru. Журналисты также смогут задать свои вопросы как в режиме удаленного доступа, так и непосредственно в пресс-центре сразу после нашей вступительной части.

Для понимания общей картины предлагаю начать разговор с показателей, которые дадут нам представление о том, какое количество хозяйствующих субъектов в виде управляющих компаний (УК) участвует сегодня в процессе управления многоквартирными домами. У нас есть представители Москвы и люди, владеющие информацией федерального масштаба.

Вопрос: Какое количество ТСЖ сегодня действует в Москве и в России? О чем говорит увеличение их числа?

С.Разворотнева: По количеству, к сожалению, нет. Может быть, по закону я бы сказала.

Н.Ревин: Всего в городе Москве порядка 450 управляющих организаций, и в их управлении сосредоточено порядка 60% многоквартирных домов. В том числе есть у нас 121 управляющая организация с государственной формой собственности, остальные - это частные управляющие организации. У нас есть практически 2300 товариществ собственников жилья, которые управляют своими многоквартирными домами сами (это у нас порядка 10% от всего жилищного фонда города Москвы), и около 300 частных управляющих организаций, которые управляют порядка 30% домов Москвы. Соответственно, здесь у нас такая структура, она сразу видна. То есть у нас наименьшее количество государственных управляющих организаций, но у них в управлении сосредоточено наибольшее количество строений, и наибольшее количество управляющих организаций в форме собственности товариществ собственников жилья на самоуправлении, и у них наименьшее количество строений в управлении, то есть, по сути, они управляют своими многоквартирными домами.

Вопрос: Как бы Вы оценили ситуацию с управлением жилым фондом? Специалисты высказывают свои опасения, говоря о том, что профессионалов в этой сфере единицы, а желающих заработать очень много. Не приведет ли нынешнее управление многоквартирными домами к краху жилищно-коммунального хозяйства?

С.Разворотнева: Как раз в этой сфере начинает наводиться некий порядок. Мы действительно довольно долго жили в ситуации, когда любой желающий, имеющий 10 тыс. руб. на счете, стул и стол, мог объявить себя УК, начать собирать довольно-таки приличные деньги с жильцов. И еще хорошо, если он их переводил тем же ресурсопоставляющим компаниям, какие-то работы проводил по дому. Но у нас, к сожалению, довольно много случаев, тот же Сергиев Посад в Подмосковье, когда УК просто не перечисляли деньги, исчезали с деньгами, а в результате были чудовищные последствия, банкротства тех же тепловиков, тех, кто поставляет воду, и т.д.

Сейчас все-таки на уровне госрегулирования предприняты определенные усилия, чтобы вот эту вакханалию остановить. Ну, во-первых, принято постановление правительства РФ N373 об обязательном раскрытии информации со стороны УК. Теперь они обязаны и на сайте, и по запросам граждан сообщать буквально всю информацию – и свои финансовые показатели, и стоимость работ, и т.д. Но, к сожалению, у нас еще пока граждане не очень умеют пользоваться.

Действительно, были внесены изменения в Жилищный кодекс, по которым усилен контроль за УК, в том числе со стороны муниципальных руководителей. И сейчас активно обсуждаются какие-то иные меры госрегулирования. Это, конечно, в первую очередь, закон о саморегулировании в сфере управляющих компаний, который прошел первое чтение в Госдуме, и вот сейчас на подходе – второе. Здесь идут колоссальные дискуссии, потому что тут как бы понятно, что две формы есть госрегулирования – либо лицензирование, либо саморегулирование. Но, с другой стороны, такой тотальный загон УК в саморегулируемые организации у нас почему-то всегда, по опыту, оборачивается ограничением конкуренции тех, кто под себя взял, с теми, кто им составляет конкуренцию. Я сама сталкивалась с такими ситуациями в Рязанской области и т.д. То есть это не развитие конкуренции, а скорее ограничение. Но это то, что касается усилия.

Что касается фактов, то тут практика, к сожалению, нас не очень радует. Вот, в частности, мы сейчас заканчиваем в Общественной палате мониторинг повышения тарифов, вернее не тарифов, а конечной квартплаты по регионам страны. Уже там обнаружились первые "чемпионы" и "рекордсмены". То есть у нас есть регулируемые тарифы. Это все знают: вода, тепло и так далее. Они не должны повышаться больше чем на 12%. За этим следят федеральные регуляторы. Но когда мы смотрим на такое конечное повышение платы в платежке, в финальной сумме, которая приходит гражданам, обнаруживаются удивительные вещи.

Вот пожалуйста: Московская область - за два этих повышения - на 25% скакнули реальные цены, Приморский край - до 35%, в Бурятии есть случай до 72%, Удмуртия - до 53%, Саратовская область - до 38%, Мурманская - до 21%. И когда мы начинаем смотреть, из-за чего, собственно, этот скачок произошел, выясняется, что управляющая компания, обслуживающая дома, в одностороннем порядке повышает договоры. Особенно в тех регионах, где вышло постановление губернатора о повышении расценок для лиц, проживающих по социальному найму, там они под шумок повышают всем и действительно не один раз. В договоре у них, к сожалению, есть такой пункт, что они имеют право. Жители на это, к сожалению, не реагируют, потому что не знают или не понимают. И вот, пожалуйста, результат - запредельный рост квартплаты при том, что государство пытается все регулировать.

Вопрос: Скажите, вот Вы произнесли, что жители не реагируют. Каким образом должны реагировать жители?

С.Разворотнева: Ну, вообще, повышение происходит на основании того договора, который жители подписывают с УК. И – первый вариант – читайте внимательно договор и не подписывайте. Второй вариант – если вы увидели, что это произошло (и я, кстати, надеюсь, что наша карта заставит жителей обратить внимание, что у них не все в порядке), если вы увидели, что у вас такая история произошла, то собирайте общее собрание, переизбирайте УК. Тут, правда, проблема в том, что не всегда есть альтернатива.

Вопрос: Существует ли конкурентная борьба между управляющими компаниями в Москве?

Н.Ревин: Безусловно, существует. И мы на это можем обратить внимание, не находясь в кабинетах и подводя какие-то статистические данные, но и рассматривая обращения граждан. Зачастую приходит новая управляющая организация, начинает работу, и появляются несогласные с ее методами работы, с расценками, которые использует управляющая организация, с качеством работы. Соответственно, собственники начинают обращаться, начинают проводить инициативные собрания, и при проведении такой работы уже та управляющая организация, которая занималась управлением многоквартирным домом на тот момент, может остаться без работы. Собственники через общее собрание могут выбрать новую управляющую организацию, которая более качественно предоставляет свои услуги.

Я хочу сказать, что на сегодняшний момент информация о том, какие управляющие организации с каким качеством работают, с какими расценками, наглядно раскрывается по 731-му (постановлению). Мосжилинспекцией проверены управляющие организации и их раскрытие данной информации на информационных стендах. На сегодняшний момент в городе Москве все раскрыли информацию на информационных стендах.

На сегодняшний момент, начиная с 1 июня, Мосжилинспекция проводит мониторинг раскрытия информации на сайте Минрегионразвития. Соответственно, любой собственник видит там, сколько домов в управлении, есть или нет нареканий со стороны контролирующих органов, какие расценки, на какие нужды и какие направления управляющая организация тратит финансовые средства. Собственник любого многоквартирного дома может дать оценку эффективности работы своей управляющей организации и также изучить эффективность работы той управляющей организации, которая, допустим, работает на соседнем доме. И через общее собрание они, безусловно, могут поменять. Поэтому в целом по той динамике, которую мы видим, по технической эксплуатации обращений граждан стало меньше. Управляющая компания уже начинает относиться к собственнику не как к средству заработка, но как к заказчику. И уровень ответственности собственника многоквартирного дома повышается, то есть он уже думает не "есть управляющая организация, которой я должен", а "есть управляющая организация, которой я плачу". Исходя из этого повышается роль именно конкурентной борьбы между управляющими организациями.

Ведущий: Насколько часты по Москве случаи смены УК?

Н.Ревин: Первый случай, который был широко освещен в СМИ – это результаты рейтинга. То есть по результатам рейтинга государственных унитарных предприятий (ГУП) были уволены руководители. В результате проведения рейтинга коммерческих управляющих организаций в 2012г. было выделено 35 худших. После того как прошла процедура рейтингования, соответственно, собрания были проведены в течение 1-1,5 месяца. По всем ним органы местного самоуправления провели общие собрания собственников, на которых они довели до сведения собственников многоквартирных домов, насколько хорошо или плохо работает эта УК. И порядка 5-7 управляющих компаний остались без работы.

На сегодняшний момент у нас по обращениям граждан – порядка 3-5 обращений (это я гарантированно говорю), где собственники обратились и сказали, что мы проявили желание сменить УК, однако управляющая компания, используя большую грамотность в юридических вопросах, процессуальных вопросах, отказывается уходить из этого дома. Соответственно, Мосжилинспекция изучает протоколы собраний, изучает процедуру перевыбора УК. На сегодняшний момент выданы предписания районным управам провести общие собрания собственников многоквартирного дома либо, если процедурно нарушений нет, мы доходим до того, что даже ресурсоснабжающим организациям пишем о том, что действительно собрание легитимно, действительно такое произошло, и вам необходимо перезаключить договора с выбранной управляющей организацией. И на конфликтных комиссиях управ районов, префектуры собираются все заинтересованные стороны. С помощью органов исполнительной власти, в том числе, отслеживаем процедуру передачи домов от одной управляющей организации к другой управляющей организации с целью недопущения потери документов, с точки зрения технического состояния зданий, которые передаются в новую управляющую организацию. На сегодняшний момент собственники достаточно активно включились в эту работу.

Ведущий: Какого рода нарушения со стороны управляющих компаний сегодня превалируют?

Н.Ревин: Я хочу сказать, что на сегодняшний момент основные обращения собственников и нанимателей в многоквартирных домах были направлены на техническое состояние. На сегодняшний момент уже уменьшилось количество обращений по техническому состоянию зданий, обращения перемещаются в часть вопросов, связанных с деятельностью управляющих организаций по начислению платежей, по раскрытию информации, по качеству предоставления коммунальных услуг. То есть уже собственник понимает, что надо смотреть не только на то, горит лампочка или не горит, а уже смотреть в целом на деятельность управляющей организации.

Этому также способствует активная позиция Мосжилинспекции в этом вопросе, то есть проводятся регулярные семинары по доведению до сведения собственников многоквартирных домов, председателей ТСЖ, руководителей управляющих организаций тех изменений в законодательстве, которые появились, и о полномочиях и функциях собственников, и большей частью даже это интересно председателям ТСЖ. Даже по тому же 731-му постановлению, когда уже подошло время, был первый опыт проверки раскрытия информации по управляющим организациям, и было выявлено большое количество нарушений, случаев нераскрытия информации, и 94-й отсрочил время проверки товариществ собственников жилья на самоуправлении.

Понимая, что вопрос достаточно сложный, финансовые санкции в отношении управляющих организаций, которые занимаются управлением всего одного дома, то есть товариществ собственников жилья, Мосжилинспекцией была организована серия семинаров. В каждом округе представители Мосжилинспекции приезжали, собирали в префектурах председателей ТСЖ, активных собственников, старших по домам, и на этих семинарах до участвующих доводились результаты уже проведенной проверки и то, что необходимо сделать, чтобы избежать данных нарушений в целом по товариществам собственников жилья.

С.Разворотнева: На самом деле, по Москве все более или менее благополучно, но по России в целом по обращениям в Общественную палату могу сказать, что у нас еще проблема двойных платежек остается актуальной. То есть это такая вот странная конкуренция. В частности, сейчас мы пытаемся разрешить эту ситуацию в Подмосковье, в частности в Балашихе. Хотя, слава Богу, изменения в законодательстве действительно позволяют жилинспекции приостанавливать платежи граждан, когда к ним приходят две платежки от разных УК, но тоже, к сожалению, про это мало кто знает.

Ну, и, конечно, вторая проблема – это навязанные УК, поскольку зачастую без жителей администрации городов, к сожалению, определяют, кто должен управлять этим домом, и, к сожалению, сделать с этим что-то очень трудно.

С.Куликов: Если говорить из практики работы органов местного самоуправления (Тропарево-Никулино) по вопросу ЖКХ, по вопросу УК, то на самом деле я бы не сказал, что все так однозначно и все так радужно, когда мы говорим о том, что люди все с большим удовольствием принимают участие, разбираются и понимают в вопросе и в теме управления своим многоквартирным домом. На самом деле, наверное, самая большая проблема – это включенность людей в процесс. То есть люди зачастую не понимают, что они могут и должны управлять своим многоквартирным домом. То есть для них нет понимания того, что если будет эффективная управляющая компания, будь то ЖСК, ТСЖ, то они смогут сэкономить свои деньги. Во многом это очень тяжело, и мы сейчас, сталкиваясь на практике с работой УК, это очень четко понимаем, потому что по решению мэра Москвы Сергея Собянина, в соответствии с законом г.Москвы N39, органам местного самоуправления в Москве были переданы полномочия по возможности созыва общего собрания жильцов дома в случае неудовлетворительной работы управляющей компании. На самом деле это очень адекватная мера, и спасибо мэру Москвы за то, что это было принято, потому что да, мы говорим об эффективной работе Мосжилинспекции, однако на территории с жителями напрямую работают органы местного самоуправления: депутаты муниципального собрания, сотрудники местной администрации, то есть это те люди, которые напрямую общаются с жителями, каждодневно и ежечасно, и знают их проблемы. Именно к ним приходят жители и обращаются по своей проблематике.

Сейчас мы получили не скажу, что шквал обращений, но они идут. Когда люди приходят, они говорят: "Нам не нравится наша управляющая компания. Что нам делать?". Мы проводим с ними встречи, обсуждаем вопрос, как им собрать общее собрание. Я им часто говорю: "Проведите анализ, поддержит ли вас большая часть вашего дома, сможете ли вы собрать правомерное общее собрание для того, чтобы сменить управляющую компанию". И что мы получаем? Что в большинстве домов это практически нереально. Есть инициативная группа, которая составляет 20% - максимум 30% от проживающих, и она хочет, она понимает, что компания работает неэффективно, и этим домом можно управлять гораздо лучше. Но общего собрания в 50% плюс один голос они собрать не могут. То есть большинству людей, к сожалению, я не скажу, что все равно, но они не понимают тех плюсов, которые могут произойти, если будет сменена управляющая компания, если она будет эффективно работать.

Поэтому в этом смысле и в Москве необходимо модернизировать и эффективизировать нашу работу, то есть мы должны проводить максимальный PR этой возможности, то есть люди должны понимать, что, если они сменят управляющую компанию, в этом ничего плохого нет, и они получат еще большую пользу. У нас очень много примеров, когда два ТСЖ рядом. В одном очень красиво все сделано, хороший ремонт, все эффективно управляется. Рядом стоит ТСЖ, где, извините за выражение, раздолбанные стены, где плохие подъезды, и понимания того, что здесь можно что-то поменять и сделать лучше, зачастую у людей нет.

Наверное, наша главная задача, органов местного самоуправления совместно с правительством города, совместно с общественными организациями, - донести до людей информацию о том, что они должны принимать эффективное участие в управлении своим домом, что сейчас им даются определенные рычаги, определенные инструменты, и благодаря этому они могут сделать свою жизнь лучше. Я говорю людям главный аргумент: если будет более эффективная управляющая компания, они будут просто платить меньше. Наверное, когда люди задумываются о своем кармане, они понимают, что если будут другие люди, которые будут более эффективно работать, то они смогут сэкономить свои деньги.

Д.Романовский (Троицк): Существуют ли квалификационные требования для обслуживающего персонала УК? Если вчера наши дома обслуживал необязательный, но знающий свое дело сантехник дядя Вася, то сегодня это ашоты и равшаны из аула. Это вызывает тревогу.

Н.Ревин: Это можно отнести к товариществам собственников жилья (ТСЖ). К сожалению или, может быть, к счастью, сложно сказать, но председателем ТСЖ и членом правления может быть только собственник в этом многоквартирном доме. И совсем не факт, что собственники в этом многоквартирном доме имеют навыки и знания, достаточные для управления комплексом. Поэтому вполне возможно, что на первых порах домом будет управлять и, может быть, даже совершать ошибки человек, который недостаточно компетентен.

С.Разворотнева: Вообще, в тех стандартах деятельности УК, которые готовились группой экспертов в этой области, содержались определенные квалификационные требования. Но опять же возникал вопрос: кто будет их отслеживать – органы государственной власти или даже местного самоуправления? Это нереально. Вот, собственно, почему группа граждан (в том числе и Е.Николаева, которая сегодня не смогла прийти сюда), они так ратуют за введение саморегулирования, потому что предполагается, что вот этот мониторинг и какую-то внутреннюю сертификацию должны на себя СРО взять. Но, к сожалению, опыт работы СРО, в том числе в строительной отрасли, говорит о том, что не происходит у нас этого по факту.

Вопрос: Когда появятся стандарты качества для управляющих компаний? Насколько конкретизированы они будут, не станут ли собственники заложниками разночтений этих стандартов? Кто их разрабатывает?

С.Разворотнева: Мы второй или третий месяц уже говорим, что стандарты качества деятельности УК на подходе. Но знаете, какая интересная вещь? Они, в принципе, разработаны, но когда начинаешь опрашивать УК и смотреть те же правила содержания многоквартирных домов, оказывается, что сейчас, по факту, УК делают далеко не полный перечень работ, которые они должны сделать для того, чтобы дом, условно говоря, не развалился. А если они будут делать полный перечень работ, то цена на их услуги существенно возрастет. И здесь я должна еще несколько слов сказать в защиту УК (их сейчас только ленивый не ругает), но они на самом деле являются такими заложниками существующей ситуации. Они собирают с жильцов плату и оплачивают ресурсникам. Соответственно, у них нет оптовых скидок каких-то, за счет которых они могли бы осуществлять эту работу. У нас есть определенная доля неплатежей – это где-то на уровне 5-8% по стране. При этом эту долю неплатежей УК должны покрывать из собственного кармана. И в общем на самом деле у нас любая УК – потенциальный банкрот, что и происходило в Воронеже – массовые банкротства УК. Поэтому кроме тех стандартов качества, на которые они должны ориентироваться и жильцы должны ориентироваться, надо еще говорить и об ответственности жителей за содержание своих многоквартирных домов, потому что мы всегда говорим: "Ах, бедные жители, они переплачивают!". В Москве так вообще существенная доля этих платежей дотируется, и в остальных местах мы тотально недоплачиваем за обслуживание и ремонт наших домов.

С.Куликов: Это, наверное, в Москве действительно очень актуальная проблема, особенно в больших ТСЖ, потому что зачастую люди сдают свои квартиры, и найти ТСЖ, где плательщиков хотя бы 95-98%, очень тяжело. Есть управляющие компании, у которых долги - десятки миллионов рублей, и это очень большая проблема сейчас в городе.

Ведущий: Николай Александрович, Вы согласны с мнением коллеги, что жители-собственники сегодня недоплачивают за обслуживание?

Н.Ревин: Мосжилинспекция не осуществляет контроля по вопросам, которые касаются формирования тарифов, их назначения, то есть их размера, Позиция такая: независимо от тарифа, независимо от финансирования жилой дом должен обеспечивать собственнику либо нанимателю жилого помещения комфортное проживание и техническую сохранность здания. То есть необходимо данную работу проводить.

Вопрос: Кадры управляющих компаний - это профессионалы или дилетанты? Каким опытом обладают сегодня компании, которым доверено управление сложными инженерными объектами?

С.Куликов: Мы сейчас сталкиваемся очень плотно по взаимодействию с УК, и с сожалением можно говорить, что спектр достаточно большой, то есть люди достаточно разношерстные. Есть серьезные УК, которые пришли на дом от начала его строительства, если говорить о вновь построенных жилых комплексах, и сейчас ведут его и несут на себе достаточно тяжелое зачастую бремя - то, о чем мы говорили в предыдущем вопросе, когда они разбираются с неплательщиками, покрывают неоплаты из своих средств, то есть это профессионалы, которые достаточно эффективно работают. Есть же управляющие компании, куда пришли люди, которые вообще не понимают, как управлять домом. То есть, например, у меня в районе (Тропарево-Никулино) есть одно ЖСК, где жители просто выбрали одного из жильцов, сказали ему, что это будет хорошая работа, и он стал председателем ЖСК. То есть он не понимает, как управлять домом, они без разрешения общего собрания жителей повысили расходы на содержание аппарата, то есть правления ЖСК. И когда я ему сказал: "Как вы это сделали?", он просто ответил: "Ну, я не знал", то есть человек пришел работать в эту сферу, вообще не понимая, чем он занимается. Но, я надеюсь, что большинство – это эффективные менеджеры, которые знают, как управлять своим домом. Но для этого есть и контролирующие органы, которые, с моей точки зрения, все-таки должны и помогать, и осуществлять контроль за тем, чтобы были действительно эффективные управленцы.

С.Разворотнева: Сергей, не надейтесь. На самом деле, в нашей стране ни профессии управляющего нет, ни даже классификации. У нас перестали вузы готовить управляющих домами. Это, на самом деле, наша трагедия. Поэтому где-то – бывшие военные, бывшие строители, и это еще не самый плохой вариант. Но вообще, конечно, ситуация с кадрами катастрофическая в сфере ЖКХ.

Н.Ревин: На этом фоне все выглядит так, что чуть ли не завтра по причине того, что у нас нет кадров, УК перестанут функционировать, и данное направление у нас замрет.

Как я уже говорил, у нас порядка 450 управляющих организаций - серьезных, крупных. Это ГУПы либо частные. В их управлении находится порядка 90% многоквартирных домов города Москвы. То есть можно сказать в любом случае, что это люди освобожденные, занимающиеся исключительно управлением многоквартирными домами в рамках своих знаний и полномочий. И есть у нас порядка 2300 ТСЖ на самообслуживании. Соответственно, это примерно порядка 10% жилищного фонда города Москвы. Это наиболее уязвимые. Но, тем не менее, как мы здесь уже обсуждали, есть единичные случаи непрофессионализма. Но непрофессионалы, дилетанты долго бесконтрольно работать не будут. На местах эти дома и управляющие организации сразу попадают на контроль органов исполнительной власти. В любом случае ни один жилой дом не окажется у нас без управляющей организации, брошенный или в разрушенном состоянии. То есть в целом органы исполнительной власти все равно даже в этих случаях держат вопрос этот на контроле.

Е.Агитаев (Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения): Летом был принят закон о продлении срока действия Фонда содействия реформированию ЖКХ. Каков объем истинного аварийного и требующего капитального ремонта жилья? Почему в бюджет заложены цифры 44 млрд, которые требуют увеличения в разы? Как это обсуждалось с населением? Как государство собирается в перспективе решать задачи по капитальному ремонту и переселению из аварийного жилья? Можно ли эти деньги передать не фонду, а вам, в ТСЖ?

С.Разворотнева: Спасибо за вопрос, он действительно очень важный. Что касается переселения из ветхого и аварийного жилья, то поставлена задача переселить жителей из всех домов, которые признаны аварийными на 1 января 2012г. Какие именно дома вошли в этот перечень, во многом зависит от руководителей субъектов. К сожалению, мы знаем много случаев, когда они не включали дома, действительно требующие переселения, именно по той причине, что у них не было денег на переселение. А как только дом попадает вот в этот перечень, тут же - суды, обязательно решение прокуратуры о переселении. По факту это так. Тем не менее, все-таки то, что деньги выделяются на полное решение задачи о переселении этих граждан, - это факт, и факт действительно положительный.

Хватает этих денег или нет - вопрос дискуссионный. Вчера, кстати, у нас в Общественной палате было обсуждение федерального бюджета, приходил министр финансов, что вообще беспрецедентно, и я ему тоже задавала этот вопрос. На самом деле там предполагается софинансирование. И вот сейчас Минфин там закладывает такие деньги, когда регион должен заплатить 50-70% общей суммы, а федеральный бюджет дает только 30%. Для большинства регионов эта сумма абсолютно неподъемна, и действительно мы прогнозирует, общаясь в том числе с губернаторами, что эта программа выполнена не будет.

Значит, по остальным деньгам. Вы знаете, что закон о капитальном ремонте бурно обсуждался, мы говорили о том, что до сегодняшнего дня граждане платили 5% за капитальный ремонт, а с 2012г. они будут платить по ставке 100%, даже если это 6 руб. за 1 кв м. Обязательно должен быть переходный период, учитывая состояние нашего жилого фонда, обязательно финансирование из федерального бюджета должно быть там устроено. И сейчас есть поправки к закону о фонде, где предполагается, что фонд будет осуществлять свою деятельность по трем направлениям – это переселение из ветхого, аварийного, это все-таки капремонт (остается финансирование по капремонту) и это софинансирование программ по модернизации ЖКХ. Ну, там небольшой процент, потому что предполагается, что это просто стимул, в результате которого в эти программы должен прийти еще и частный бизнес. Много или мало денег? Я считаю, что денег абсолютно мало, и мы действительно с А.Силуановым не раз по этому вопросу дискутировали, что важнее нам на самом деле – ЖКХ, у которого 60-80% износа коммуникаций, или ГЛОНАСС? И он меня спросил: "А вы знаете откуда взять?". Я сказала: "Знаю. Олимпиада, чемпионат мира по футболу. Инвестиционный фонд и АТЭС". На святое замахнулась. Но это вопрос приоритетов. Но мне кажется, что если будут рушиться наши дома, то это тоже святое. Поэтому Минфин все же как-то на что-то реагирует. Может быть, здесь даже что-то удастся.

Что же касается фонда, то мне кажется, что это достаточно эффективный оператор. Но я согласна с тем, что если бы регионы у нас и муниципалитеты имели бы большую финансовую обеспеченность, они бы сами решили множество проблем и гораздо дешевле.

Н.Ревин: Прозвучал вопрос, если ли информация об аварийных, неудовлетворительных домах. В соответствии с законом города Москвы, раз в пять лет проводится мониторинг всего жилищного фонда, независимо от формы собственности. Уже 17 лет как данная программа проходит в городе, соответственно, сейчас уже четвертый этап. На каждое жилое строение есть заключение о состоянии несущих конструкций, о состоянии инженерных коммуникаций. На основании данной информации при наличии финансирования, если оно есть, уже можно планировать проведение капитального ремонта. То есть мы можем понимать, где необходимо первоочередные ремонты провести, где можно еще подождать, поэтому с точки зрения контроля за техническим состоянием - он осуществляется. С точки зрения наполнения финансовой составляющей - к сожалению, да, ее недостаточно. У нас, в том числе, идет недоремонт. Но в знаковых и сложных ситуациях находятся деньги для поддержания домов, чтобы они не рухнули. Поэтому в принципе этот вопрос понятен.

С.Разворотнева: Москва никогда не пользовалась средствами фонда - все за счет своих ресурсов.

Л.Ваганова ("Живой квартал"): В некоторых новостройках УК организуют ТСЖ, вводят туда своих представителей как собственников, приобретая большую часть недвижимости в этом доме, и затем управляют по завышенным тарифам. А собственники, желающие сменить УК, не могут получить информацию для проведения собрания. Жилищный кодекс слабо защищает интересы собственников. Что сделать, чтобы инициативные собственники могли отстаивать свои интересы? Есть ли организации, безвозмездно помогающие собственникам?

С.Разворотнева: Соответствующие изменения в Жилищный кодекс введены, и сегодня запрещено организациям-застройщикам создавать УК. Но, естественно, у нас есть множество лазеек, чтобы как-то обойти этот запрет.

Что касается организации помощи жителям, то, во всяком случае насколько я знаю, организации ТСЖ и ЖСК оказывает огромную консультационную поддержку жителям. И в Москве есть депутатский проект.

С.Куликов: Да, и полномочия нам переданы, полномочия по московскому закону N39 о контроле за деятельностью УК переданы органам местного самоуправления. Сейчас для более эффективной координации действий депутатов муниципальных собраний под эгидой совета муниципальных образований Москвы создан Совет муниципальных депутатов "За честные ЖКХ", который как раз и будет заниматься предоставлением методической помощи УК, в том числе и депутатам, чтобы помочь им разъяснить, как нужно работать эффективно с УК и помогать им. То есть в Москве система сейчас создается и строится. Мы не говорим о том, что ее не было раньше. Она была. Но сейчас она идет ближе к людям. Она приходит в каждый район, в каждый микрорайон, когда человек может прийти к своему депутату, обратиться к нему и сказать, что у него есть проблема с управляющей компанией. После этого депутаты начинают проработку, взаимодействие с органами исполнительной власти, с Мосжилинспекцией, и вместе они пытаются оказать содействие по решению проблемы в данном доме.

Ведущий: Может быть, в Тропарево-Никулино это именно так и есть, а в других муниципальных образованиях - не знаю.

Н.Ревин: Я не стал говорить первым, потому что на самом деле огромную работу делают депутатский корпус, управы районов - у них в положении прямо записано: "При обращении собственников многоквартирных домов оказывать методологическую помощь". Поэтому к нам уже обращаются, если не нашли помощи и поддержки нигде либо не знали, где ее искать. В этом случае мы собственнику подсказываем. В случае, если знали, но не помогли, мы предписываем. Поэтому в принципе огромную роль играют органы исполнительной власти, депутатский корпус на местах. Основная помощь оттуда.

С.Разворотнева: Татьяна, я прошу прощения. Вы говорите, что только в Тропарево-Никулино. Дело в том, что 39-й закон, который передал муниципалитетам полномочия по контролю за деятельностью управляющих компаний, а совету депутатов - полномочия по их заслушиванию, был принят совсем недавно - в июне этого года. Там есть постановление, которое вдогонку этому закону было принято московским правительством, в котором есть совершенно четкая норма: при обращении ТСЖ, совета домов, какого-то количества граждан они обязаны собрать собрание, вызвать эту управляющую компанию и послушать, что там происходит. Процедура прописана, просто сейчас ей надо начать пользоваться

С.Куликов: Люди должны набраться опыта, понять, как это будет работать. Потому что полномочия были переданы, и сейчас под эгидой совета муниципальных образований проходит обучение депутатов, представителей органов местного самоуправления по работе именно в данной сфере, то есть я думаю, что в течение, наверное, конца этого года - начала следующего мы сможем создать действительно эффективную систему взаимодействия органов местного самоуправления, управляющих компаний и исполнительной власти, когда органы местного самоуправления будут пытаться сами решить вопрос и оказать содействие управляющей компании. В случае если это уже не будет получаться, будут привлекаться органы исполнительной власти, Мосжилинспекция, то есть будет создана эффективная трехступенчатая система взаимодействия.

А.Шапкин (РБК-ТВ): Вы назвали ряд регионов, в которых платеж конечным потребителям очень сильно завышен – в 2-5 раз. А какие меры будут к этим организациям приняты в этих регионах, чтобы такое больше не повторялось? Потому что в следующий раз это может вырасти кратно.

С.Разворотнева: Мы на протяжении года с активным участием ФСТ пытались разобраться в формировании тарифов. То есть, вроде бы все регламентировано, есть федеральные предельные индексы, есть региональные организации, а на выходе все равно получаются какие-то странные цифры. И я все никак не могла понять, почему в Калининграде систематически вода, газ, свет, тепло стоят в полтора раза больше, чем в соседних регионах. Вроде, условия одинаковые. Но мне потом объяснили, что там футбольная команда содержится, в том числе.

В общем, мы отчаялись разобраться внутри тарифа. Поэтому мы делаем следующее. Мы выявляем регионы, в которых повышение зашкаливает за 15%. У нас есть сейчас определенные устные договоренности (я думаю, что они станут письменными) со Счетной палатой РФ, которая в этом году все свои усилия и потенциал направит именно на проверку нарушений в сфере ЖКХ. После того, как мы эту карту опубликуем, я господину С.Степашину ее отправлю. У нас сейчас создана рабочая группа по контролю в сфере ЖКХ при комиссии. В нее входит от каждого региона по одному представителю региональной общественной палаты, и пусть представители региональных счетных органов вместе с нашими общественниками идут конкретно и проверяют.

У нас есть тут, конечно, определенное понимание из-за чего. Во-первых, это и УК, во-вторых, и тарифы превышены, несмотря на предельные индексы. То есть эту информацию мы всю передадим. Это что касается собственно тарифов. Хотя Счетная палата нашла способ сейчас и УК проверять. Если там есть субсидии, ес
К этому тексту пока нет ни одного комментария.

Писать комментарии в обсуждениях могут только авторизованные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь!